Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы. Трудовая деятельность - важное средство развития личности ребенка-дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном и посильном виде деятельности.
Материальные и духовные ценности, созданы трудом человека, поэтому труд – основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без которого невозможна сама жизнь.
Не стоит преуменьшать и воспитательное влияние труда на ребенка, с помощью которого удовлетворяется его потребность в самоутверждении, познании собственных возможностей в интересном, посильном виде деятельности. Труд сближает со взрослыми, открывает новые горизонты для его развития.
Объектом исследования является формирование мотивов в дошкольном возрасте. Предметом – сама трудовая деятельность.
Целью исследования является изучение трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Задачи исследования: 1. изучить содержание трудового воспитания и обучения в этот период; 2. изучить мотивацию дошкольников к трудовой деятельности.
Степень изученности. В отечественной дошкольной педагогике проблема трудового воспитания волновала педагогов с момента возникновения первых детских садов в России. В 20-е ХХ годы века был организован детский сад по методу Е.И. Тихеевой, который стал своеобразной лабораторией, где отрабатывалась и технология трудового воспитания. Она доказала, что игра и труд, широкое ознакомление с трудом взрослых являются важными средствами развития дошкольников. Составной частью педагогического процесса по методу Е.И. Тихеевой были разнообразные трудовые поручения как средство воспитания самостоятельности, трудолюбия и других личностных качеств.
В течение ХХ века были проведены многочисленные исследования по разным аспектам проблемы трудового воспитания. Это способствовало тому, что к 90-м годам прошлого века в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные методики: ознакомления дошкольников с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, Е.И. Радина, О.И. Соловьева, С.Ф. Сударчикова, З.А. Тидикиене), трудового обучения (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, Г.В. Груба, М.В. Крулехт, Л.Я. Мусатова, Л. А. Порембская), руководства работой дежурных (З.Н. Борисова, Г.Н. Година, К.А. Климова), трудовых поручений и коллективного труда (Р.С. Буре, Н.Г. Лоран, А.Д. Шатова), совместного труда взрослого с ребенком (Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева).
При многообразии перечисленных методик выделяются два альтернативных направления.
Для первого – характерно отсутствие взаимосвязи между ознакомлением с трудом взрослых и воспитанием личности ребенка в процессе собственного труда. При отборе знаний о труде акцент делается на показ отношений (отношение к инструментам, технике, дружный характер труда и т.д.). Фиксация внимания детей на внешней стороне трудового процесса (наблюдение труда строителей, работников почты и др.), а не на его содержании и структуре не позволяет им использовать полученные в ходе наблюдений знания и зрительные образы для освоения умений собственной трудовой деятельности. В большинстве случаев полученные знания подкреплялись игрой и редко – трудом самих детей. В традиционной методике повседневная трудовая деятельность рассматривалась как главное средство трудового воспитания, а трудовые поручения – как основное средство
вовлечения ребенка в трудовую деятельность (В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова). В ключе данного направления Л.В. Куцаковой разработана программа «Я люблю трудиться» и методическое обеспечение к ней.
В основе методики трудового воспитания второго направления (научная школа В.И. Логиновой) лежит взаимосвязь средств трудового воспитания: формирования знаний о труде взрослых, освоение целостных трудовых процессов, самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни.
Исходя из педагогической концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности (М.В. Крулехт), была предложена модель образовательного процесса в старших группах детского сада, в которой структурной единицей образо¬вательного процесса выступают «занятия по интересам», органи¬зуемые во время досуга (исследования А.А. Крулехт. М.В. Созиновой) и включающие в себя игру и детский труд. В последнее десятилетие на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена разрабатывались методики руководства детской игровой и трудовой деятельностью в русле концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности.[2, c.272-274]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дошкольная педагогика. – М., 2006.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб, 2018.
3. Развивалки от 3 до 5 лет: развивающие игры для детей/ авт.-сост. В.М. Доскова. – М., 2010.